Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.
Педагогика в системе наук и практической деятельности
Человек и педагогическая практика Тема Педагогика как наука о воспитании Тема Педагогика как наука о воспитании Предпосылки возникновения и источники развития педагогики как науки.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс, направленный на гармоничное развитие личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Для успешного обучения необходимо понять — чему надо учить, то есть каково должно быть содержание образования. Существуют разные трактовки понятия содержания образования. В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реализацию образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.